Формирование навыков самообслуживания и элементарных бытовых навыков у детей с аутизмом – одна из необходимых составляющих социальной адаптации. Овладение навыками самообслуживания является важным шагом на пути к самостоятельности и независимости ребенка в повседневной жизни. В связи с тем, что у ребенка с аутизмом отсутствует интерес к бытовым действиям взрослых и подражание этим действиям, необходимо уделять максимальное внимание на формировании данного навыка.
Методы формирования навыков самообслуживания:
- Словесные указания, которые помогают ребенку выполнить определённое действие.
Словесные указания следует произносить четко, медленно и только в тот момент, когда
ребенок обращает на взрослого свое внимание. В указаниях должны использоваться
слова, которые ребенок понимает.
- Моделирование (демонстрация). Показать ребенку, чего мы от него хотим.
Моделировать важно каждый шаг. Постепенно моделирование и словесные указания
необходимо укорачивать, доводя их до подсказок, например – «а теперь возьми
полотенце». Это постепенный процесс, который может продолжаться дни, недели и даже
месяцы – в зависимости от успехов и возможностей ребенка.
- Иллюстрированные пошаговые инструкции - для формирования каждого отдельного
навыка разрабатываются пошаговые инструкции, преимущество пошаговой системы
состоит в том, что она позволяет быстро и эффективно обучить ребёнка с ограниченными
возможностями здоровья определённому навыку «именно в том возрасте и в том
объеме, в котором этот навык формируется в случае обычного развития».
11:09